Приоритетными направлениями научно-исследовательской работы являются:
- создание культурно-образовательной среды, способствующей совершенствованию деятельности НУА, укреплению корпоративной культуры и повышению ее имиджа, обеспечивающей личностное развитие всех субъектов образовательного процесса в условиях непрерывного образования;
- реализация принципов смысловой педагогики развивающего образования в рамках деятельностной парадигмы в практике работы начальной школы;
- анализ и осмысление новых практик детского развития как основы для поиска инновационных подходов к обучению младших школьников и механизмов обеспечения преемственности на разных этапах обучения;
- анализ задач, поставленных в концепции Новой украинской школы, и ресурсов кафедры начального образования для их выполнения;
- изучение и внедрение в практику работы школы подходов STEM – STEAM – STREAM образования.
Предметом научного анализа кафедры являются:
– определение и обоснование места и роли системы развивающего обучения (РО) Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в создании инновационной среды современной начальной школы; разработка проблем реализации системы РО в рамках требований и задач, поставленных НУШ;
– анализ специфики современного детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом сообществе в целом и украинском обществе в частности;
– работа по изучению основ и внедрению в практику школы подходов STEM – STREM – STREAM образования, анализ точек пересечения данного подхода с практикой развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Комплексная тема научно-исследовательской работы кафедры «Компетентностный подход к организации образовательного процесса в начальной школе как основа создания инновационной среды».
Научная тема 2019 года «Компетентностный учитель – компетентностный ученик: формирование ключевых компетенций учащихся в парадигме развития профессиональной компетенции учителя».
Научная тема 2020 года «Современные образовательные ценности и обновление содержания начального образования».
Тема научного направления кафедры «Культурно-образовательная среда как система условий формирования личности ученика и учителя в инновационном учебном заведении» (ГР № 0116U006527, руководитель научного направления – канд. пед. наук З. И. Шилкунова).
Индивидуальные темы учителей кафедры:
Быкова Т. Г. «Интеграция обучения как эффективный метод обучения первоклассников».
Венгрин А. В. «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».
Грецких В. Н. «Формирование учебного сотрудничества младших школьников: от традиций развивающего обучения к задачам НУШ».
Даниленко И. А. «Здоровьесберегающие технологии как фактор создания безопасной образовательной среды для младших школьников».
Кобзарь Е. Г. «Реализация подходов STEM-образования в работе с младшими школьниками».
Кучерявая О. А «Актуальные задачи организации предшкольного обучения в условиях трансформации детства».
Литовченко А. В. «Развитие критического мышления младших школьников посредством проблемных вопросов на уроках литературного чтения».
Назаренко А. А. «Внедрение кейс-технологий в практику начальной школы».
Хвалюк И. И. «Компетентностно-ориентированные задания на уроках в начальной школе как средство реализации деятельностного подхода».
Шилкунова З. И. «STEM+РО: от точек пересечения к перспективам развития».
Цель научно-исследовательской работы в рамках научного направления по педагогике заключается в переосмыслении направлений развития и деятельности школы в контексте принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом сообществе в целом и украинском обществе в частности.
Ключевым направлением развития дошкольной ступени и начальной школы является уход от трансляционной школы в сторону деятельностной.
Основой такого перехода является сочетание подходов системы РО (Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, школы «Диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов и идей вероятностного образования (А. М. Лобок) в рамках культурно-исторического подхода, восходящего к теории Л. С. Выготского и рассматриваемого как целостная культурно-антропологическая парадигма.